Историческая справка

Химкинское Левоборежье – большой микрорайон с богатой и сложной историей. В древности сквозь леса здесь пролегал путь в Тверское княжество. Далее был Великий Новгород и выход в европейские страны.
В начале XVIII века дорога связала две столицы: древнюю – Москву и новую – Санкт-Петербург. Шло время, поездки в каретах и дилижансах с неоднократной сменой лошадей казались уже слишком длительными. Начиная с 50-х годов XIX века путешественники могли воспользоваться удобствами Николаевской железной дороги, названной так в честь Императора Николая I, который был инициатором её строительства.
Митрополиты и священнослужители, Государи Императоры и их Августейшие Семейства, общественные деятели и ученые, поэты, писатели (а также их литературные герои), в разные времена путешествуя из Москвы или из Петербурга, созерцали живописную местность, которую пересекала речка Химка.
Для некоторых из них эти места становились родными. Ещё в конце XVI века неподалеку от главного пути возникло небольшое село, получившее по имени своего хозяина название Киреево. В 1715 году здесь была построена церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, или Сергиевская, в стиле барокко. По сведениям краеведов, с неё началось на территории современного города Химки строительство из камня.

В XVIII веке селом владели дворяне Еропкины, затем генерал-фельдмаршал А. Б. Бутурлин, в конце XVIII – начале XIX – князья Долгорукие. В первой половине XIX века оно было связано с именем композитора А.Н. Верстовского. Среди наиболее известных его произведений опера «Аскольдова могила», написанная на сюжет из истории Древней Руси, и цикл песен и романсов на сказки А.С. Пушкина. Верстовский был связан узами дружбы с В.А. Жуковским, А.С. Грибоедовым, В.Ф. Одоевским. Наиболее близки ему были мыслители и писатели славянофильского направления: С.Т. Аксаков, М.Н. Загоскин, С.В. Шевырев, П.В. Нащокин.
Этому же кругу с молодых лет принадлежал и М.П. Погодин – профессор Московского университета, историк , прозаик, мемуарист, собиратель русских древностей. Он также подолгу жил и работал в Кирееве.
Во второй половине XIX века владением усадьбы стал купец 1-ой гильдии И.Ф. Мамонтов, задумавший вместе со своим компаньоном, тоже купцом 1-ой гильдии Ф.В. Чижовым, строительство Московско-Троицкой (ныне Ярославской) железной дороги. Она должна была соединить Москву с ещё одной столицей Руси на сей раз духовной – древним Сергиевым Посадом, местом, где покоятся мощи «Игумена земли Русской» преподобного Сергия Радонежского.
В Кирееве прошли молодые годы Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь закладывались основы его будущей кипучей деятельности: он станет одним из крупнейших строителей железных дорог, создателем Абрамцевского художественного кружка, руководителем знаменитой Частной оперы в Москве, которая объединит целую плеяду крупнейших композиторов, певцов и живописцев. И все его начинания будут сопровождаться неустанным поиском «русского стиля».
Верной помощницей С.И. Мамонтова станет его супруга Е.Г. Мамонтова. Их венчание состоится в Сергиевской церкви села Киреево 25 апреля 1865 года.
В этом же году, чуть позднее – 22 августа – священник Киреевского храма обвенчает ещё одну чету: будущий создатель Третьяковской галереи П.М. Третьяков вступит в брак с двоюродной сестрой С.И. Мамонтова Верой Николаевной Мамонтовой. Молитвами преподобного Сергия Радонежского устроились не только семейные отношения, полные любви и добра, но и дело всей жизни.
Последним владельцем Киреева был Митрофан Семёнович Грачёв, купец, видный благотворитель, казначей детских приютов Её Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и Принца П. Г. Ольденбурского.
После революции в Кирееве была организована трудовая коммуна по преимуществу из местных железнодорожников.
Затем на её месте организовали подсобное хозяйство госпиталя им. Бурденко.
На исторической карте Москвы 1931 года Сергиевский храм помечен как ещё существующий. Старожила села Киреево – дети 30-х годов – храма уже не помнят, он был разобран для нового строительства. Однако место, где он стоял долгое время определялось по сохранившимся надгробиям старого кладбища.
Намного дольше простоял просторный усадебный дом, украшенный резьбой в русском стиле. Он был заселён новыми жильцами. Его местонахождение и облик остались в памяти старожилов.
Ещё некоторое время сохранялись расчищенными дорожки парка, каскад прудов. В конце концов всё пришло в упадок. По воспоминаниям Р. В. Лескановой, большая угроза нависла над усадьбой в начале 90-х годов прошлого века, когда жители Ново-Киреева были переселены в Левобережье под предлогом строительства Олимпийских объектов. Киреево чудом уцелело, теснимое ныне с одной стороны новыми многоэтажными домами, а с другой – гигантским холмом городской свалки.
Уцелел один дом Ново-Киреева. Его верная хозяйка Александра Петровна Погорелова (в киреевском детстве Саша Чуркина) по-прежнему приходит на свой участок и хранит благодарность дореволюционным хозяевам, в доме которых вместе с другими семьями ей довелось когда-то жить.
Самыми старыми свидетелями былых времён остаются немногочисленные могучие деревья, которые окружали Сергиевскую церковь и господский дом. Они видели былую красоту усадьбы, встречали и провожали шумом своих ветвей её благородных хозяев и гостей. Но им довелось видеть и ужас лагерей ГУЛАГа, когда в 30-е годы в этих местах развернулось строительство канала Москва-Волга. Стройка велась ударными темпами. Тех, кто не выдерживал тяжёлых условий работы, отвозили хоронить за село Киреево.
После завершения стройки опустели бараки, в которых жили заключённые. Их стали заселять рабочие и служащие.
В 1936 году в Левобережье был переведён Московский Государственный Библиотечный Институт, со временем получивший статус Института Культуры, ныне – Московский Государственный Университет Культуры и Искусств. Между ним и усадьбой Киреево выросло высотное здание нового корпуса Российской Государственной библиотеки.
Жители Левобережья, помнившие трагическую историю этих мест, обратились в Московскую Патриархию с просьбой о возведении храма на берегу канала Москва-Волга. Тем самым было удовлетворено и желание многих преподавателей, сотрудников, студентов университета, которые так же помышляли о необходимости строительства храма в этих местах.
Первый храм, который возник в 2007году, усердием и по молитвам жителей Левобережья, и теперь начинает улицу Библиотечную, был освящён в честь Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Можно надеяться, что Великие Святые послужат Христианскому просвещению всего Левобережья и станут покровителями как библиотечного дела, так и того духовно здравого направления в искусстве и культуре в целом, которого так не хватает нам сегодня.
В настоящее время заканчиваются работы по проектированию церкви Новомучеников и исповедников Российских и здания Воскресной школы.
Вскоре начнётся строительство второго – покаянного храма — в честь Новомучеников и Исповедников Российских, кровь и страдания которых освятили землю Левобережья.

По материалам:
1)Химки и окрестности. М., 2000.
2)Аронов А. А. Золотой век русского мещанства. М., 1998 3)Воспоминания старожилов Лескановой Р. В. и Погореловой А. П.

Добавить комментарий